Изготовление ковра начинается не в ткацкой мастерской, оно начинается на высокогорных склонах Кавказа, Ирана, на пастбищах Новой Зеландии и Австралии, где получают основной исходный материал - овечью шерсть. Если говорим о шелковых коврах, то изготовление шелкового ковра начинается на фабриках, где на специальных станках разматывают коконы гусеницы тутового шелкопряда и получают нежнейшую шелковую нить. Среди производителей шелка особо ценится иранский шелк из Тебриза и качественный шелк из Индии.
Обработанная должным образом шелковая или шерстяная пряжа не сразу поступает к ткачам-ковроделам. Нити предварительно окрашивают в различные цвета. Во все времена при создании природных и дорогих ковров использовались натуральные красители, полученные из сырья растительного или животного происхождения. Чтобы цвет был насыщенным, перед окрашиванием пряжу стирают и сушат, а затем погружают в емкость с нагретым до высокой температуры красителем. Каким в конечном итоге получится цвет зависит от температуры и концентрации красителя, толщины пряжи и длительного всего процесса. Природные пигменты дают мягкие приглушенные оттенки, синтетические - более яркие и глубокие. После окрашивания пряжа сушится на солнце естественным образование в течение нескольких дней.
После окрашивания и сушки наступает самый трудоемкий и кропотливый этап - ткачество. Техника ковроплетения остается практически неизменной сотни и даже тысячи лет. На Востоке ткать ковер - женское дело, хотя бывают и исключения. В плетении ковра участвует одна ткачиха или небольшая группа мастеров до 6-10 человек. В зависимости от размеров изделия и сложности рисунка, требуется время от нескольких месяцев до нескольких лет, чтобы полностью завершить изготовление ковра. Но результат того стоит - такие ковры сразу притягивают взгляд и обладают особой энергетикой.
Главное приспособление ковроделов - станок, на раму которого вертикально натягиваются параллельные нити основы. Между каждыми двумя вертикальными струнами они продевают цветные нити и завязывают узелки. Каждый узелок - отдельная точка на ковре. Количество узлов в шелковых коврах ручной работы может доходить до 2 млн на один квадратный метр. Мастерицы плетут синхронно, работая на определенном расстоянии друг от друга.
Их кропотливая работа продолжается день за днем, месяц за месяцем - все больше прорисовывается задуманный орнамент и плетение ковра приближается к завершению. Когда рисунок готов, оставшиеся нити основы обрезают и почти готовый ковер освобождается от металлического станка. В завершение остается завязать узелки на выступающих нитях основы, т.е. украсить изделие бахромой или же обработать края полотна и сделать их ровными.
Когда ткачи заканчивают свою часть работы, ворс готового ковра необходимо выровнять. Мастера специальными большими ножницами корректируют петли разной высоты, чтобы они представляли собой единую ровную поверхность. Если же дизайн ковра подразумевает рельефный орнамент, его создают именно на этом этапе и тоже вручную.
Заключительным этапом является стирка и сушка ковра. Сначала готовое изделие вытряхивают от пыли, оставшейся в процессе изготовления. Затем ковер моют холодной водой с использованием натурального мыла, после чего просущивают его на открытом воздухе. Наконец кропотливый многомесячный труд подошел к концу - уникальный и неповторимый ковер готов и сможет радовать своего покупателя.